Структура В2В-компании во многом схожа со
структурой компании В2С. Но есть и отличия:
· Интерактивный
Web-сайт, содержащий информацию о продукции, товарах и услугах, прайс-листы и
каталоги, информацию об оптовых скидках и т. п. Большое внимание на сайте
В2В-компании может быть уделено взаимоотношениям с дилерами, документообороту с
партнерами и т. п. Web-сайт может содержать форму online-заказа, но для
В2В-компании это, хотя и очень желательно, но не обязательно, поскольку, как правило,
заключению сделки между компаниями предшествуют личные переговоры, общение по
телефону или поэлектронной почте. В
случае интернет-биржи создается программное обеспечение, поддерживающее систему
торгов.
· Площадка
хостинга сайта. Размещение сайта на хостинг- площадке провайдера или же на
собственном сервере во многом зависит от концепции бизнеса В2В-компании. Если
компания торгует оборудованием для бизнеса или оказывает услуги, то, как
правило, ей достаточно разместить сайт на хостинг-площадке провайдера,
поскольку для успешного ведения бизнеса ей нет необходимости содержать
собственный сервер, обслуживающий десятки тысяч клиентов в сутки. Если же
В2В-компания придерживается рекламной модели бизнеса, т. е. обслуживает большое
количество посетителей и продает компаниям-рекламодателям контакт с аудиторией
своего сайта, тогда ей, безусловно, необходим собственный сервер (часто не
один). Здесь следует дать небольшой комментарий. Отнесение компаний, работающих
на основе рекламной модели (рекламных площадок), к сфере В2В выглядит
достаточно спорным, но это представляется целесообразным, поскольку в данном
случае юридические лица оказывают услуги юридическим лицам.
· Бэк-офис
выполняет те же функции, что и в В2С-компании: осуществляет административное и
техническое управление проектом. Кроме того, бэк-офис В2В-компании обеспечивает
документооборот с дилерами, партнерами и покупателями.
· Служба
доставки. В В2В-компаниях служба доставки, как правило, менее актуальна, чем в
В2С. Часто получение заказа осуществляется в офисе продавца или же доставкой
занимается независимая транспортная компания. Здесь все зависит от того, чем
торгует или какие услуги оказывает компания. Понятно, что в некоторых случаях
(информационное обслуживание, консультационные услуги, программное обеспечение,
реклама и др.) службы доставки у компании может вообще не быть, но при этом
иногда присутствует курьерская служба, обеспечивающая документооборот между
компанией и клиентами.
· Подразделение
по работе с поставщиками. Это подразделение выполняет те же функции, что у
В2С-компаний. Понятно, что в некоторых случаях его может и не быть.
· Маркетинговая
служба в В2В-компаниях преследует такие же цели, как и в В2С-компаниях, но
применяет для их достижения несколько иные средства, поскольку В2В-рынок
гораздо более четко сегментируется, и количество потенциальных клиентов на нем
значительно меньше, чем на рынке В2С. Это подразумевает преобладание более
прямых и жестко сфокусированных методов воздействия на рынок, больший уклон в
сторону персонализации работы с клиентами.
В отличие от В2С-компании, система
межкорпоративных расчетов обычно не подразумевает использование специальных
систем электронных платежей. Во многом это связано с тем, что их статус и
правила документооборота с их помощью между юридическими лицами до сих пор не
вполне урегулированы российским законодательством.