Помимо двух основных моделей В2В и В2С
выделяют еще ряд моделей Интернет-бизнеса: С2С, С2В, В2А, С2А и другие. Кроме
того, многие сетевые проекты стремятся использовать несколько бизнес-моделей
одновременно для диверсификации деятельности и повышения, тем самым, ее
устойчивости к колебаниям рынка.
Хорошим примером такой диверсификации
является продажа Интернет-магазинами рекламного места на своих сайтах
рекламодателям, работающим в смежных с ними областях бизнеса. Например,
интернет-магазин, торгующий товарами для новобрачных, вполне может размещать на
своем сайте рекламу ресторанов и кафе, организующих свадебные торжества. В этой
ситуации интернет-магазин, работающий на рынке В2С, продает рекламу юридическим
лицам, т. е. выходит на В2В-рынок.
Модели С2С (сетевые аукционы и торговые
площадки, где физические лица торгуют друг с другом) и С2В (обработка ценовых
заявок, по которым потребители хотели бы приобрести товары и услуги), по
большому счету, являются производными моделями от В2В и В2С, поскольку
оказывают услуги юридическим и физическим лицам. Другое дело, что услуги эти
достаточно специфичны, а организация бизнеса по модели С2С несколько отличается
от организации обычных В2В и В2С-компаний. Поэтому есть смысл рассмотреть эти
модели подробнее.
Модель С2С приписывается практически
исключительно Интернет-аукционам, на которых торгуют между собой физические
лица. Сетевые аукционы начали появляться в России в конце 1999 года. Сейчас их
насчитывается более десяти. Концепция бизнеса такого аукциона предусматривает
два пути получения доходов: комиссия, взимаемая с клиентов при совершении
сделок купли-продажи, и продажа рекламы юридическим лицам. Как можно заметить,
это смесь моделей В2С и В2В. При этом в России Интернет-аукционы предпочитают
не брать с физических лиц плату за свои услуги, а доходы получать исключительно
от рекламы, т. е. российский вариант С2С это, практически, один к одному
рекламный вариант модели В2В. Есть, правда, и исключения. Например, аукцион
может продавать некоторые рекламные услуги (выделение лота пользователя цветом
или шрифтом и др.) физическим лицам. Тогда в модели появляется элемент В2С.
Модель С2В в условиях российского рынка не
имеет самостоятельного значения. Ее элементы используются некоторыми сетевыми
каталогами товаров и услуг для расширения сервиса. Идея этой модели достаточно
проста: есть сайт-каталог, на котором большое количество продавцов (юридических
лиц) выставляют свои товары. При этом физические лица, посетители сайта, могут
оставить на нем заявку на приобретение какого-либо из предлагаемых товаров по
цене не выше такой-то. Заявка доступна всем юридическим лицам,
зарегистрированным в каталоге. Если кто-то из продавцов находит для себя
приемлемой предлагаемую в заявке цену, он связывается через каталог с покупателем,
и они совершают сделку купли-продажи.
Модель В2А (business-to-administration) —
бизнес, оперирующий сделками между частными компаниями и правительственными
организациями (администрацией). Эта модель в России существует только
теоретически. В США уже сделаны первые шаги к ее практической реализации:
информация о некоторых планируемых правительством коммерческих операциях
(закупках, заказах и т. п.) публикуется в Интернете. При этом через Интернет
принимаются заявки от всех компаний, желающих принять участие в этих операциях.
По сути, правительство проводит online-тендер.
Модель С2А (consumer-to-administration) —
бизнес, построенный на организации взаимоотношений физических лиц и
государственных служб. Эта модель носит еще более теоретический характер, чем
В2А. Считается, что с использованием Интернета можно будет расширить
взаимодействие между гражданами и администрацией в области социального
обеспечения. Одним из шагов в этом направлении является намечающаяся тенденция
к созданию Web-сайтов всех органов власти в России.