Система навигации служит для того,
чтобы облегчить пользователю поиск на сайте интересующей его информации и
переход из одного раздела в другой. Главное требование к системе навигации
заключается в том, чтобы пользователю с любым уровнем подготовки было с первого
взгляда понятно, как ей пользоваться. Кроме того, система навигации должна
давать пользователю представление о том, из каких разделов состоит сайт и что
можно на нем найти. Желательно, чтобы названия разделов были емкими, но
короткими.
В качестве средств навигации можно
использовать различные виды меню (в виде статично распложенных названий
разделов или выпадающих списков) или стрелки Вперед и Назад для
последовательного перемещения с одной страницы на другую и обратно. Хорошим
инструментом навигации является карта сайта, представляющая весь сайт в виде
наглядной схемы, содержащей названия страниц и связи между ними. Для больших
сайтов в качестве средства навигации может быть использована поисковая машина.
Система регистрации и авторизации пользователей
Для того чтобы иметь возможность
совершать покупки, клиенту следует оставить администрации магазина о себе
некоторую информацию: контактные данные, адрес доставки и т. п. В целях
идентификации ему должно быть присвоено условное имя (login) и пароль.
Для совершения этих действий на сайте
Интернет-магазина существует система регистрации. Она представляет собой форму,в
соответствующие поля которой клиент должен внести информацию о себе и
подтвердить регистрацию.
В некоторых случаях пароль не
выбирается пользователем, а высылается ему на e-mail, что обеспечивает
администрации магазина уверенность в том, что клиент в регистрационной форме
хотя бы e-mail указал действующий и принадлежащий именно ему.
Для обеспечения конфиденциальности
информации, оставляемой клиентом на сайте магазина, могут быть применены
специальные средства защиты и шифрования (например, протокол SSL).
В дальнейшем, при посещении магазина
для совершения покупок клиент проходит процедуру авторизации, пользуясь своим
условным именем и паролем. Это позволяет администрации магазина вести историю
покупок клиента, показывать ему на сайте целевую рекламу, делать рассылку
новостей (если он на нее подписался) и т. д.
Система формирования и подтверждения заказов
Как правило, формирование заказа
осуществляется клиентом при помощи виртуальной покупательской корзины. По сути,
это список товаров, выбранных пользователем для покупки. Напротив каждой
позиции в каталоге Интернет-магазина размещается кнопка или ссылка
"добавить в корзину", при нажатии на которую название
соответствующего товара добавляется к списку выбранных. Общая сумма, на которую
выбраны товары, калькулируется автоматически. У клиента, как и в реальном
магазине, должна быть возможность в любой момент удалить из корзины любой
товар.
После того, как покупатель окончательно
сформировал содержимое корзины, ему необходимо выбрать способ оплаты и доставки
товара. Соответствующая информация должна быть у него под рукой. В зависимости
от адреса доставки, клиенту предлагаются варианты доставки и оплаты. Выбрав их,
клиент получает окончательную цену заказа. Если она его устраивает, он
подтверждает заказ щелчком мыши по соответствующей кнопке и получает информацию
о дальнейших действиях, которые ему необходимо совершить для получения и оплаты
заказа(дождаться звонка от менеджера магазина, получить подтверждение по
e-mail и т. п.).
Система поддержки клиентов
В процессе обслуживания клиента могут
возникать различные нестандартные ситуации (задержка доставки, повреждения
товара, брак, сбои в прохождении платежей и т. д.). Решением всех этих проблем
занимается система поддержки клиентов. При нормальном исполнении заказа ее
работа сводится к отображению на соответствующей Web-странице, доступной
клиенту после авторизации, этапов исполнения заказа и его текущего состояния: "отгружен",
"оплачен", "ожидание поступления платежа" и т. п.
В случае возникновения нештатной
ситуации сотрудники службы поддержки общаются с клиентом по телефону или по
электронной почте и решают возникшие проблемы.