Исследования российского В2В-рынка
показывают, что в настоящее время он находится на ранней стадии развития. По
данным компании The Boston Consulting Group, опубликованным на сайте www.ricn.ru, на В2В-рынке России действуют более
пятидесяти электронных торговых площадок, большинство которых созданы в
металлургии и отраслях ТЭК. Однако не более трети площадок способны обеспечить
проведение непосредственно в Интернете хотя бы части сделки. Текущий объем
транзакций на подавляющем большинстве платформ незначителен.
Несмотря на отставание, ожидается, что
объем электронных сделок будет расти более чем на 100% в год и достигнет 22,3
млрд. евро к 2004 году, что будет соответствовать 12% общего числа сделок между
компаниями. 87% респондентов утверждают, что до 2004 года они планируют
осуществить инвестиции по крайней мере в одну электронную торговую площадку.
Однако сегодня лишь немногие российские компании четко понимают, какая модель
электронного бизнеса наиболее им подходит.
Чтобы оценить целесообразность различных
моделей В2В, многие традиционные компании в настоящий момент запускают пилотные
проекты. Частные торговые платформы, позволяющие осуществлять продажи в режиме
online (e-sales), — самая распространенная инициатива на сегодняшний день.
Некоторые традиционные компании уже имеют
опыт создания внешних сетей (extranets) для существующих и новых клиентов, и им
удалось перевести до 75% сделок в режим online. Почти половина опрошенных
утверждают, что осуществляют закупки в режиме online, однако их участие
ограничивается приобретением офисного оборудования.
Как и в Европе, традиционные компании, а
не чистые интернет-игроки, будут удерживать инициативу на рынке электронной
коммерции в российском корпоративном секторе. Хотя две трети ранних
В2В-платформ созданы новыми Интернет-компаниями,
на очень немногих из них реально совершаются сделки. Некоторым удалось привлечь
внимание крупных традиционных компаний, которые в настоящий момент пробуют себя
в области электронной коммерции, однако почти все они выражают явное
предпочтение в долгосрочной перспективе иметь собственные электронные
платформы.