Клиенты магазина могут одновременно
являться и его партнерами, если они привлекают на его сайт новых посетителей и
рекомендуют им совершать определенные покупки. Магазин за это платит им
определенный процент от продаж или фиксированную плату за каждого нового
посетителя или покупателя. Подробно механизм партнерства будет рассмотрен в
соответствующем разделе ч. 3.
Система обработки заказа
В зависимости от размеров
Интернет-магазина и ассортимента товаров, используется различная степень
автоматизации обработки заказа. Магазин, торгующий небольшим набором товаров и
имеющий узкую специализацию, вполне может обходиться совсем без автоматизации
этого процесса. Полученные заказы в этом случае поступают непосредственно к
менеджерам по продажам, и далее уже они ведут работу с клиентами, организуя
проверку наличия необходимого количества товаров на складе, отгрузку и контроль
доставки и оплаты.
Чем больше ассортимент товаров
Интернет-магазина и количество поступающих заказов, тем в большей степени
автоматизации он нуждается. Автоматизированные торговые системы при поступлении
заказа сами, без участия персонала, проверяют данные о наличии товара на складе
и сообщают клиенту о возможном изменении сроков доставки в случае его
отсутствия.
Сопровождение заказа и отображение его
текущего статуса для клиента тоже могут быть автоматизированы при должной
степени интеграции торговой системы с программами автоматизации бухгалтерской и
финансовой служб магазина.
Система оплаты
Проблема платежей в Интернете стоит
давно и остро. Приятно отметить, что в последнее время появляется все больше
платежных систем, облегчающих движение денег в сети. Их подробному рассмотрению
посвящена гл. 3
В целом, варианты оплаты товаров,
приобретаемых в Интернет-магазинах, делятся на две большие группы: оплата при
получении товара и предоплата.
Оплата наличными при получении товара
возможна в следующих случаях: доставка товара курьером, при получении товара по
почте наложенным платежом, оплата заказанного через Интернет товара при визите
покупателя в реальный магазин.
Предоплата может осуществляться
банковским переводом, с помощью кредитных карт, почтовым переводом, через
платежные системы, при помощи специальных платежных средств (карт со стираемым
защитным покрытием, конвертов с PIN-кодами и др.), эмитируемых самим
Интернет-магазином и продаваемых в банках, почтовых отделениях и обычных
магазинах.
Чтобы облегчить клиенту ориентацию в
вариантах оплаты и документообороте, Интернет-магазины, как правило, создают
специальные разделы, содержащие подробные пошаговые инструкции по каждой форме
оплаты. Для банковского и почтового переводов обычно создают соответствующую
форму, которую клиент может по образцу заполнить прямо на сайте, распечатать на
принтере и отнести в банк (на почту) для оплаты. Чтобы помочь клиенту при
оплате по кредитным картам и через платежныесистемы, создаются описания систем,
размещаются ссылки на их сайты, где даны более подробные инструкции.
Система доставки товаров
Для Интернет-магазина система доставки
является одной из наиболее важных структурных составляющих. Ее наличие отличает
интернет-магазин от обычного магазина. С одной стороны, это дополнительный
сервис для клиента, с другой — дополнительный барьер (время доставки, вопрос
надежности, дополнительные расходы) между клиентом и магазином. Эта особенность
заставляет Интернет-магазины уделять службе доставки особое внимание.
Доставка товара клиенту может
осуществляться следующим образом: