Цели и концепции бизнеса
Итак,
чтобы избежать проблем, необходимо сформулировать цель и концепцию бизнеса.
Наиболее распространены следующие варианты:
-
Информационная поддержка существующего неэлектронного бизнеса. Цели:
создание еще одного рекламно-информационного канала, облегчение коммуникации с
действующими и потенциальными партнерами, формирование положительного имиджа
компании как предприятия, использующего современные технологии. Концепция:
создание корпоративного сайта, содержащего информацию о компании, ее товарах,
услугах, ценах, сервисе, лицензиях и т. п.
В данном
случае интернет-составляющая бизнеса не получает дохода, а лишь помогает в этом
основному, неэлектронному бизнесу. Однако, в создании информационного сайта
может содержаться и прямой коммерческий смысл: разгрузка персонала компании,
ведущего работу с клиентами (сокращение затрат на телефонную диспетчерскую
службу, отправку факсов, телефонные переговоры и т. п.) за счет размещения
прайс-листов и другой актуальной информации на сайте компании.
-
Организация продаж через Интернет товаров или услуг существующего
неэлектронного бизнеса. В сущности, это частичный перенос неэлектронного бизнеса
в сеть Интернет. Цели: использование Интернета для рекламы и сбыта продукции,
товаров и услуг. Плюс все цели предыдущего пункта. Концепция, создание
интерактивного корпоративного сайта, предоставляющего клиенту всю необходимую
информацию о компании и ее продукции, товарах и услугах; обеспечение возможности
оформления клиентом online-заказа; создание системы доставки заказов или
использование уже существующей, если таковая имеется; продвижение продукции,
товаров и услуг средствами сетевой рекламы. При этом делается упор на
существующую, уже налаженную, систему поставщиков. В отличие от предыдущего
случая, здесь интернет-составляющая бизнеса участвует в формировании выручки
всего предприятия, обеспечивая увеличение общего объема сбыта.
Частично
интернет-составляющая может финансироваться основным бизнесом (если это
оправдано приносимой ей пользой).
-
Создание Интернет-компании, реализующей товары и услуги исключительно
через Интернет. Цели: реализация в Интернете полного бизнес-цикла,
ориентированного на получение прибыли от торгово-закупочной деятельности и/или
от оказания услуг. Концепция: создание интерактивного сайта, обеспечивающего
работу с клиентами (online-заказы, каталоги товаров и услуг, прайс-листы,
информация и т. п.); налаживание системы поставок и складской системы, если это
необходимо; организация системы доставки заказов; подключение к системам приема
платежей через Интернет.
В этом
варианте компания должна сама покрывать все свои расходы и приносить прибыль
владельцам.
-
Рекламная модель. Цель: сформировать на сайте проекта возможно более
широкую или не столь обширную, но жестко сегментированную, аудиторию посетителей
и продавать контакт с ней рекламодателям. Концепция: создание сайта, содержащего
интересное и/или полезное целевой аудитории информационное наполнение (контент),
предоставление посетителям разнообразных бесплатных сервисов, привлечение на
сайт максимального количества посетителей всевозможными средствами, включая
Интернет-рекламу, PR-акции, обычную (offline) рекламу, розыгрыши призов и т. п.;
поиск и привлечение рекламодателей, готовых платить за контакт с аудиторией
сайта.
Для
успешного функционирования проекта, построенного на такой модели, доходы от
рекламы должны, как минимум, покрывать все расходы компании. Это очень
популярная модель сетевого предпринимательства, но она крайне неустойчива к
колебаниям цен и спроса на рекламу в Интернете, что наглядно показал кризис
мирового интернет-рынка, пришедший и в Россию во второй половине 2000 года.
|